Долго отсутствовал на форуме по причине сезонного завала на работе, а здесь вообще впервые. Напишу пару мыслей по поводу летних запусков и «странному» поведению прогревочных оборотов двигателя при плюсовой температуре. Тоже обратил внимание, что при температуре около +20 двигатель иногда начинает работать на оборотах около 1050…1100, хотя в соответствии с зимней таблицей зависимости оборотов от Т ОЖ должен запускаться примерно на 950. ИМХО проблема также связана с «индусской» программой прогрева, хотя для работы двигателя летом это совершенно не вредит, но показывает наличие кривых рук разработчиков софта или каких то глюков в программе (в неисправность БДЗ или подклинивание педали газа как то не верится). Не один я считал ранее, что начальные обороты прогрева жестко привязаны к Т ОЖ, но судя по странным летним запускам на относительно высоких оборотах, помимо этой зависимости в прошивке заложена дополнительная модель подачи топлива для непрогретого движка. До компьютера не успеваю добраться для снятия нормального лога зависимости мгновенного расхода топлива и УОЗ, поэтому смотрю по показаниям мультитроникса. Вижу, что при прогреве двигателя летом подача топлива снижается не плавно, а ступечато – в первые секунды после запуска расход около 2,2…2,4 литров, затем уменьшается до 1,6, следующая ступенька 1,1, затем примерно 0,8, прогретый – 0,54. При этом обороты двигателя также ступенчато снижаются с первоначальных «ненормальных» 1100 до 1000, затем до 950 и только после этого начинают уже нормально и плавно уменьшатся как зимой в зависимости от Т ОЖ. Получается, что даже с учетом первоначального обогащения смеси и конденсации части бензина из ТВС на холодных стенках цилиндра мгновенная подача топлива в летний период слегка излишняя для ЛЕТНЕЙ нагрузки холодного двигателя. УОЗ должен бы стабилизировать обороты двигателя до «нормальных» путем установки более позднего зажигания, но в программе вероятно заложено ограничение на величину УОЗ для установки позднего зажигания, возможно на уровне 15 градусов после ВМТ. Поэтому движок весело крутится на слегка повышенных оборотах (по сравнению с требуемыми ЭБУ) с максимально возможным по прописанным в программе поздним УОЗ и снизить обороты за счет его регулировки не может. После ступенчатого уменьшения подачи топлива до 1,6 вновь происходит попытка стабилизировать обороты на «нормальном» значении, но двигатель уже успел слегка погреть масло, нагрузка упала и обороты снова слегка завышены. И только после уменьшения подачи топлива до 1,1 все приходит в норму – УОЗ начинает точно вести обороты в зависимости от Т ОЖ – от 950 до 680 при полном прогреве.. Иногда избавиться от «повышенных» оборотов после запуска помогает кратковременное нажатие на педаль газа – вроде бы обороты становятся после этого более правильными. В целом это совершенно меня не парит. Но это все о старом, что влияние реальной нагрузки двигателя на величину прогревочных оборотов и УОЗ очень велико, особенно для режима холостого хода. И зимой ИМХО все происходит в другую сторону – для реальной нагрузки (и соответственно требуемого давления на поршень для проворачивания коленвала движка с холодным и густым маслом, что напрямую связано с качеством и свойствами самого масла) не хватает текущей подачи топлива, обороты начинают валиться и УОЗ стремится их поддержать за счет установки более РАННЕГО зажигания до ВМТ (со скачками до 10 градусов до ВМТ, что ИМХО явная лажа приводящая к появлению стуков). И чтобы не писать глупости про допустимый диапазон изменения УОЗ на прогревочных оборотах в районе 1000RPM, посчитайте или почитайте о чем я писал ранее про время сгорания ТВС и момент достижения максимального давления в цилиндре. Ведь МЕРТВАЯ точка не зря так названа - настучать при сгорании ТВС в этой точке по поршням, и соответственно пальцам и вкладышам может неслабо. Что показательно из всех зимних логов прогрева – холодный движок зимой жестко работает на 1050RPM с ПОЗДНИМ зажиганием на уровне 5 градусов после ВМТ, но при прогреве до Т ОЖ +85 тот же движок на низких оборотах 680RPM работает тихо и ровно даже при РАННЕМ зажигании на уровне 5 градусов до ВМТ. ИМХО главная разница – текущая нагрузка на двигатель, при прогретом двигателе для нормального вращения требуется лишь легкий толчок в правильный момент (максимальное давление в цилиндре для прогретого движка на 680 RPM достигается всего лишь при 6 градусов после ВМТ). Поэтому, извиняюсь за повторение, возникновения стука на холодную всего дважды за два года после попадалова на г-бензин конкретно в моем случае связываю с появлением детонации из-за большой нагрузки при начале прогрева. И гидрики здесь ни причём. Небольшое увеличение подачи топлива ЭБУ при включении потребителей, контролируемых блоком управления бортсети (их у нас немного - обогрев сидушек, лобового и заднего стекла, вентилятор печки, кондей – на включение любого реагирует увеличением мгновенный расход) действительно приводит к снижению стука на хх по причине увода зажигания в более поздние значения после ВМТ. ИМХО наиболее вероятная причина появления стуков ШПГ после неопределенного количества таких зимних запусков под управлением ЭБУ – прослабление (увеличение зазора сверх нормы) пальца в поршне из за ударных нагрузок при неправильном сгорании ТВС вблизи ВМТ, с чем и борется впоследствии ОД по ваговскому TPI. Вполне возможно, что этому способствует и агрессивная установка УОЗ по границе детонации (ограничиваемой только сигналом ДД) и на рабочих нагрузочных режимах – лошадей по замерам на дино-стенде у нас действительно много, вот только рассчитан ли поршень на работу при часто возникающей при этом, пусть и кратковременно, детонации. Вероятно, что нижние шатунные вкладыши с большей площадью сопрягаемых поверхностей при наших детских пробегах страдают меньше и не требуют 100% замены. И почему-то никто не пишет - ОД замеряет компрессию перед заменой поршневой, смотрит ли на состояние колец? По известным сообщениям после замены на новый комплект поршней того-же размера, но новой модификации, все стуки волшебным образом пропадают, посмотрим что осенью будет. Как будет окно в работе, тоже поеду к ОД выносить и перешивать мозги, а пока в редкие выходные успеваю откатать по 500км на 98 – особых замечаний по работе ДВС нет. На ходу приятно урчит, при разгоне присутствует нормальный здоровый рык, звона не слышу, что пока успокаивает, но на роль тест-драйвера Вага я не рассчитывал.
|